Испытания автостекол – какие бывают, обязательные и добровольные

Автостекло – не просто изделие, закрывающие проёмы в кузове автомобиля. Автостёкла дают качественный обзор, необходимый водителю, а главное - влияют на жёсткость и безопасность конструкции транспортного средства.  

Важно понимать, что у автомобильного и листового (строительного) стекла – разные задачи и разные характеристики. Главная задача автостекла – при ДТП не допустить, чтобы водитель или пассажиры вылетели на дорогу, а посторонние предметы попали в салон автомобиля.

Безопасное ветровое стекло (или, как его ещё называют, лобовое),  должно обладать устойчивостью к механическим нагрузкам, ударопрочностью и стойкостью к климатическим изменениям. Установка некачественного стекла на автомобиль может подвергнуть риску водителя и пассажиров.

Для проверки соответствия всем стандартам безопасности, заводы-производители автостёкол проводят испытания, регламентированные 43-ими Правилами ЕЭК ООН. Если производитель автостекла поставляет свою продукцию не только на рынок запасных частей, но и на конвейеры автоконцернов, то он также проходит сертификацию на соответствие IATF (стандарт, который регламентирует требование к системе менеджмента качества предприятия).

AGC Automotive, подразделение Группы компаний AGC, поставляет стёкла как автоконвейеры, так и на вторичный рынок. Все заводы AGC работают по передовой системе управления качеством и проводят не только обязательные испытания стекла, но и добровольные.

Обязательные и добровольные испытания стекла

Обязательная сертификация – это процедура, которая подтверждает соответствие автостекла стандартам качества по Правилам Еврокомиссии. Эти Правила одинаковы для производителей автостекла во всех странах, которые входят в ЕЭК ООН, а это 56 стран – почти весь мир!

Кроме того, автомобильное стекло нормируется ГОСТ 32565-2013. Это межгосударственный стандарт, который действует на территории стран СНГ.

Также есть Техрегламент таможенного союза ТР ТС 018-2011. Он действует на территории Республики Беларусь, Казахстана и РФ. Эти нормативные документы гармонизированы со стандартами 43-их Правил.

В маркировке на стекле автомобиля указывается обозначение «43R». Это называется «знак омологации» и означает, что стекло соответствует стандартам качества, установленным в Европе. 

Также AGC Automotive по собственной инициативе проверяет свою продукцию дополнительными тестами. Всего автостекло на заводах AGC регулярно проходит 30 видов тестов, из них 6 - каждый день. Эти испытания контролируют:

  • соответствие оптических свойств стекла всем стандартам,
  • механическую прочность стекла,
  • устойчивость к резким изменениям температуры,
  • хорошее сцепление со стеклом ПВБ-плёнки и краски,
  • корректную работу всех устанавливаемых на стекло опций.

Все тесты проводятся в собственных лабораториях AGC Automotive. Все лаборатории прошли необходимую сертификацию и оснащены современным оборудованием.

Испытание ударом шара

В целях безопасности автостекло не может быть небьющимся. Иначе при ДТП люди могут удариться изнутри о стекло и получить травмы.

Закалённое стекло, которое используют для окон автомобиля в дверях и задней части кузова,  должно биться на небольшие тупые осколки. Трёхслойное стекло, которое устанавливается в проём ветрового окна, состоит из двух стёкол и устойчивой к растяжению плёнки между ними. Если разбить такое стекло – плёнка не порвётся и не даст осколкам разлететься.

Безопасность стекла проверяется тестами в лаборатории.

Основные из них – испытания ударом большого и маленького шара.

Для испытания на удар большим шаром из той части ветрового стекла, где изгиб минимален, вырезается образец, и на него сбрасывается шар массой 2260 г. Если предел сопротивления составил менее 5 секунд и образец проломился, стекло не прошло тест.

Ещё один метод испытаний -  тест на устойчивость к удару шаром, имитирующий попадание камня в стекло. На стекло роняют шар весом 227 г. Испытание состоит в определении минимальной механической прочности и проверке, насколько ПВБ-пленка хорошо сцеплена со слоями стекла.

Также ветровые стёкла испытываются на устойчивость к удару манекеном, имитирующим голову человека. Конструкция из специального крепления с шаром на конце сбрасывается с высоты 1,5 м на среднюю часть стека.

Во всех испытаниях ударом важнее всего то, как именно разобьётся автостекло. Повреждения должны быть такими, чтобы люди в машине не вылетели наружу и не поранились.

Испытание на жаропрочность

Россия знаменита своим экстремальным климатом. Перепады температуры, долгие морозы зимой, а летом – палящее солнце. Для того, чтобы проверить долговечность ветровых стёкол при эксплуатации в нестандартных погодных условиях, их подвергают испытанию на жаропрочность (температуростойкость). Некачественное ветровое стекло при нагреве и влажности может расслоиться, а ПВБ-плёнка – начать пузыриться. Пузыри могут ухудшить видимость и стать причиной расслоения. Поэтому автостекло тестируют на воздействие влаги и высоких температур.

При испытании в сухом состоянии образцы стекла нагревают до 100°C в течение двух часов, а затем дают им остыть до комнатной температуры. В испытании кипячением образцы опускают в кипящую воду на то же время. В результате может появиться немного пузырей, но видимость через переднее стекло должна остаться идеальной, а структурная целостность многослойного стеклопакета не должна нарушаться, и  тогда в случае удара стекло не разлетится на осколки и не образует опасные фрагменты.

Имитация повреждений от удара гравием

Одно из самых частых повреждений при вождении – это трещины и сколы от столкновения с маленькими камешками. Даже такая незначительная вещь может повлиять на комфорт и привести к серьезным последствиям. Сколы на стекле мешают обзору. В любой момент от скола могу пойти трещины. А главное, скол меняет внутреннее напряжение в стекле, а значит, его безопасность снижается.

Имитация повреждений от удара гравием необходима для того, чтобы определить стойкость к механическому воздействию. Поэтому компания AGC проводит добровольный гравел-тест.

Для проверки используют особый боёк с алмазом на конце, который опускается в свободное падение с 30 сантиметров. Тест считается пройденным, если разрыв происходит только при высоте 90 сантиметров.

При активной эксплуатации автомобиля сколов на ветровом стекле сложно избежать, но если у  вас установлено качественное стекло, вы можете быть уверены – скол появится только в том случае, если удар гравия будет действительно сильным.

Имитация износа стекла в процессе эксплуатации

Качественное ветровое стекло может служить вам практически пожизненно, если в стекло не будут прилетать камни или автомобиль не попадёт в ДТП. Многие автовладельцы годами пользуются автомобилем и не сталкиваются с трещинами. Потому что обычный ежедневный износ – потертости и небольшие царапины – конечно, немного ухудшают видимость, но не должен приводить к образованию трещин.

Для того, чтобы проверить устойчивость стекла к износу,  AGC Automotive добровольно проводит скратч-тест. Метод состоит в том, что  ветровое стекло по наружной поверхности царапают специальным прибором. Если через сутки на стекле не появилось трещин – оно прошло тест.

Современное производство автостекол – это высокие технологии и контроль качества на каждом этапе. Качественное стекло может служить очень долго, но оно должно биться, главное - биться так, чтобы не повредить людям. Это называется «умная прочность» - золотая середина между стойкостью стекла к ударам  и его безопасностью. Какой должна быть эта золотая середина – прописано в международных правилах. AGC Automotive тестирует свою продукцию с помощью всех обязательных методов, и дополнительно проводит добровольные испытания стекла. Соответствие стекла AGC всем нормативам подтверждается омологацией в маркировке на стекле.

7acaf95a-1187-4969-b93b-8db2cddd80e7 (1).png