Испытания автостекол – какие бывают, обязательные и добровольные
Автостекло – не просто изделие, закрывающие проёмы в кузове автомобиля. Автостёкла дают качественный обзор, необходимый водителю, а главное - влияют на жёсткость и безопасность конструкции транспортного средства.
Важно понимать, что у автомобильного и листового (строительного) стекла – разные задачи и разные характеристики. Главная задача автостекла – при ДТП не допустить, чтобы водитель или пассажиры вылетели на дорогу, а посторонние предметы попали в салон автомобиля.
Безопасное ветровое стекло (или, как его ещё называют, лобовое), должно обладать устойчивостью к механическим нагрузкам, ударопрочностью и стойкостью к климатическим изменениям. Установка некачественного стекла на автомобиль может подвергнуть риску водителя и пассажиров.
Для проверки соответствия всем стандартам безопасности, заводы-производители автостёкол проводят испытания, регламентированные 43-ими Правилами ЕЭК ООН. Если производитель автостекла поставляет свою продукцию не только на рынок запасных частей, но и на конвейеры автоконцернов, то он также проходит сертификацию на соответствие IATF (стандарт, который регламентирует требование к системе менеджмента качества предприятия).
AGC Automotive, подразделение Группы компаний AGC, поставляет стёкла как автоконвейеры, так и на вторичный рынок. Все заводы AGC работают по передовой системе управления качеством и проводят не только обязательные испытания стекла, но и добровольные.
Обязательные и добровольные испытания стекла
Обязательная сертификация – это процедура, которая подтверждает соответствие автостекла стандартам качества по Правилам Еврокомиссии. Эти Правила одинаковы для производителей автостекла во всех странах, которые входят в ЕЭК ООН, а это 56 стран – почти весь мир!
Кроме того, автомобильное стекло нормируется ГОСТ 32565-2013. Это межгосударственный стандарт, который действует на территории стран СНГ.
Также есть Техрегламент таможенного союза ТР ТС 018-2011. Он действует на территории Республики Беларусь, Казахстана и РФ. Эти нормативные документы гармонизированы со стандартами 43-их Правил.
В маркировке на стекле автомобиля указывается обозначение «43R». Это называется «знак омологации» и означает, что стекло соответствует стандартам качества, установленным в Европе.
Также AGC Automotive по собственной инициативе проверяет свою продукцию дополнительными тестами. Всего автостекло на заводах AGC регулярно проходит 30 видов тестов, из них 6 - каждый день. Эти испытания контролируют:
- соответствие оптических свойств стекла всем стандартам,
- механическую прочность стекла,
- устойчивость к резким изменениям температуры,
- хорошее сцепление со стеклом ПВБ-плёнки и краски,
- корректную работу всех устанавливаемых на стекло опций.
Все тесты проводятся в собственных лабораториях AGC Automotive. Все лаборатории прошли необходимую сертификацию и оснащены современным оборудованием.
Испытание ударом шара
В целях безопасности автостекло не может быть небьющимся. Иначе при ДТП люди могут удариться изнутри о стекло и получить травмы.
Закалённое стекло, которое используют для окон автомобиля в дверях и задней части кузова, должно биться на небольшие тупые осколки. Трёхслойное стекло, которое устанавливается в проём ветрового окна, состоит из двух стёкол и устойчивой к растяжению плёнки между ними. Если разбить такое стекло – плёнка не порвётся и не даст осколкам разлететься.
Безопасность стекла проверяется тестами в лаборатории.
Основные из них – испытания ударом большого и маленького шара.
Для испытания на удар большим шаром из той части ветрового стекла, где изгиб минимален, вырезается образец, и на него сбрасывается шар массой 2260 г. Если предел сопротивления составил менее 5 секунд и образец проломился, стекло не прошло тест.
Ещё один метод испытаний - тест на устойчивость к удару шаром, имитирующий попадание камня в стекло. На стекло роняют шар весом 227 г. Испытание состоит в определении минимальной механической прочности и проверке, насколько ПВБ-пленка хорошо сцеплена со слоями стекла.
Также ветровые стёкла испытываются на устойчивость к удару манекеном, имитирующим голову человека. Конструкция из специального крепления с шаром на конце сбрасывается с высоты 1,5 м на среднюю часть стека.
Во всех испытаниях ударом важнее всего то, как именно разобьётся автостекло. Повреждения должны быть такими, чтобы люди в машине не вылетели наружу и не поранились.
Испытание на жаропрочность
Россия знаменита своим экстремальным климатом. Перепады температуры, долгие морозы зимой, а летом – палящее солнце. Для того, чтобы проверить долговечность ветровых стёкол при эксплуатации в нестандартных погодных условиях, их подвергают испытанию на жаропрочность (температуростойкость). Некачественное ветровое стекло при нагреве и влажности может расслоиться, а ПВБ-плёнка – начать пузыриться. Пузыри могут ухудшить видимость и стать причиной расслоения. Поэтому автостекло тестируют на воздействие влаги и высоких температур.
При испытании в сухом состоянии образцы стекла нагревают до 100°C в течение двух часов, а затем дают им остыть до комнатной температуры. В испытании кипячением образцы опускают в кипящую воду на то же время. В результате может появиться немного пузырей, но видимость через переднее стекло должна остаться идеальной, а структурная целостность многослойного стеклопакета не должна нарушаться, и тогда в случае удара стекло не разлетится на осколки и не образует опасные фрагменты.
Имитация повреждений от удара гравием
Одно из самых частых повреждений при вождении – это трещины и сколы от столкновения с маленькими камешками. Даже такая незначительная вещь может повлиять на комфорт и привести к серьезным последствиям. Сколы на стекле мешают обзору. В любой момент от скола могу пойти трещины. А главное, скол меняет внутреннее напряжение в стекле, а значит, его безопасность снижается.
Имитация повреждений от удара гравием необходима для того, чтобы определить стойкость к механическому воздействию. Поэтому компания AGC проводит добровольный гравел-тест.
Для проверки используют особый боёк с алмазом на конце, который опускается в свободное падение с 30 сантиметров. Тест считается пройденным, если разрыв происходит только при высоте 90 сантиметров.
При активной эксплуатации автомобиля сколов на ветровом стекле сложно избежать, но если у вас установлено качественное стекло, вы можете быть уверены – скол появится только в том случае, если удар гравия будет действительно сильным.
Имитация износа стекла в процессе эксплуатации
Качественное ветровое стекло может служить вам практически пожизненно, если в стекло не будут прилетать камни или автомобиль не попадёт в ДТП. Многие автовладельцы годами пользуются автомобилем и не сталкиваются с трещинами. Потому что обычный ежедневный износ – потертости и небольшие царапины – конечно, немного ухудшают видимость, но не должен приводить к образованию трещин.
Для того, чтобы проверить устойчивость стекла к износу, AGC Automotive добровольно проводит скратч-тест. Метод состоит в том, что ветровое стекло по наружной поверхности царапают специальным прибором. Если через сутки на стекле не появилось трещин – оно прошло тест.
Современное производство автостекол – это высокие технологии и контроль качества на каждом этапе. Качественное стекло может служить очень долго, но оно должно биться, главное - биться так, чтобы не повредить людям. Это называется «умная прочность» - золотая середина между стойкостью стекла к ударам и его безопасностью. Какой должна быть эта золотая середина – прописано в международных правилах. AGC Automotive тестирует свою продукцию с помощью всех обязательных методов, и дополнительно проводит добровольные испытания стекла. Соответствие стекла AGC всем нормативам подтверждается омологацией в маркировке на стекле.