
Как работает лобовое стекло с обогревом?
В морозы за ночь лобовое стекло может покрыться толстой коркой льда, которая делает невозможным безопасное передвижение на автомобиле. Чтобы устранить обледенение, потребуется время и некоторые усилия. В таких условиях автостекло с обогревом становится незаменимым помощником. Разберемся, как работает обогрев лобового стекла, какие виды обогрева бывают, и как ухаживать за таким стеклом.
Виды лобовых стекол с обогревом и принцип их работы
В стеклах с обогревом могут использоваться разные нагревательные элементы:
-
Нити электрообогрева — тонкие проводники из материалов с высокой электропроводностью и термостойкостью, таких как вольфрам или медь.
-
Металлизированный слой — тончайшее токопроводящее покрытие из серебра.
Обогрев с помощью нитей и обогрев с помощью металлизированного слоя различаются и имеют свои особенности на этапе изготовления.
Часто пользователи называют лобовые стекла с электрообогревом стеклами «с подогревом», спрашивая: «Как работает подогрев лобового стекла?». Здесь стоит сказать, что производители и профессионалы отрасли используют термины: «электрообогрев стекла» или «электрообогреваемые ветровые стекла». Тем не менее, если поступает вопрос о подогреве стекла, понятно, что речь идет именно об этих стеклах. Так давайте разберемся, как работает электрообогрев?
Как производят лобовые автостекла с обогревом
Рассмотрим подробнее разные технологии обогрева лобовых стекол.
Полный обогрев с помощью нитей
Этот обогрев действует по всей поверхности лобового стекла. Нагревание происходит в тончайших нитях, которые расположены в ПВБ-пленке между двумя слоями стекол.
На заготовку пленки приклеивают токопроводящую шину и отправляют ее на горячие барабаны (температура около +180 °C). Пленка нагревается и плавится, после чего в нее вдавливают тонкие (26–28 мкм) вольфрамовые нити. Нити наносят по заданным параметрам уникального для каждой модели автомобиля шаблона.
Затем припаивают вторую токопроводящую шину и коннекторы: верхние предназначены для подключения к массе, а нижние выводятся к аккумулятору автомобиля. Теперь пленка поступает в зону контроля, где с использованием тепловизора проверяют исправность работы нитей электрообогрева по всей площади, где они расположены. Только после этого пленку отправляют на следующий этап — пакетирования триплекса, где её помещают между двух полированных стекол.
Обогрев зоны дворников
Такой обогрев действует не по всей площади лобового стекла, а только в его нижней части, в зоне стеклоочистителей. Служит он для того, чтобы в случае обледенения этой зоны, можно было за короткое время устранить лед и восстановить работу дворников.
Нити обогрева зоны дворников наносят на индивидуальную для каждой модели стекла заготовку из PVB-пленки. Процесс нанесения электрообогрева в зону покоя дворников полностью автоматизирован и происходит на отдельном участке за стеклянным ограждением, где робот с использованием ультразвуковых колебаний и давления впаивает медную нить в пленку. Далее пленка отправляется на участок контроля работоспособности электрообогреваемых нитей, а затем на пакетирование.
Полный обогрев с помощью металлизированного покрытия
Технология называется HeatControl или Coating. Для производства такого лобового стекла используют заготовки полированного стекла, по всей поверхности которого нанесено ультратонкое серебряное покрытие. Такое покрытие (coating) обладает целым рядом полезных свойств: быстро освобождает стекло от обледенения зимой, а в жаркую погоду отражает ультрафиолетовое излучение и предотвращает перегрев салона.
Технология распространена для лобовых стекол европейских автомобильных брендов и рассчитана на достаточно мягкие зимние условия (температуру около 0 °C). Для российской зимы, когда температура ниже -10, она не столь эффективна, поскольку для полного оттаивания стекла нужно длительное время.
АО «Борский стекольный завод» решил совместить две технологии обогрева: серебряное покрытие и нити по всей площади стекла. Такие стекла увеличивают скорость устранения обледенения в 5 раз по сравнению со стеклами с покрытием (<12 минут при температуре -18°С). Инновационный продукт позволяет адаптировать технологию HeatControl к условиям суровой русской зимы.
Система обогрева стекол
Кроме самого лобового стекла, системы обогрева включает в себя компоненты:
-
Контакты и проводку. На краях стекла размещены контакты и провода, соединенные с бортовой электросетью автомобиля. Контакты изготовлены из материалов, устойчивых к коррозии, и предохранителями для защиты от коротких замыканий.
-
Блок управления и таймер. Они позволяют водителю настроить интенсивность и продолжительность нагрева. Некоторые системы автоматически включаются при низких температурах или повышенной влажности. Таймеры отключают обогрев после достижения заданной температуры для экономии энергии.
-
Реле и автоматический выключатель. Они прерывают подачу тока при скачках напряжения или перегреве стекла и продлевают срок службы нагревательных компонентов.
Преимущества электрообогреваемого автостекла
-
Обогрев стекла позволяет быстро удалить лед и конденсат, которые появляются при низких температурах. В отличие от стандартного обдува, нагревательные элементы справляются с наледью быстрее. Они избавляют водителя от необходимости очищать стекло вручную при движении автомобиля, что особенно опасно на трассе.
-
Улучшает видимость. В снегопад или сильный мороз обогрев защищает стекло от наледи и запотевания, и позволяет водителю лучше видеть дорогу. Это особенно важно на длительных маршрутах, где погода может резко меняться, а водителю нужно быстро реагировать.
-
Снижает риск повреждений. При механической очистке стекла появляются царапины и микроповреждения, которые со временем ухудшают его состояние. Подогрев минимизирует потребность в ручной очистке и продлевает срок службы стекла.
-
Позволяет продлить срок службы стеклоочистителей. Дворники могут получить механические повреждения при ручной чистке стекла ото льда. Обогрев зоны стеклоочистителей позволяет избежать этого и забыть о такой проблеме, как примерзание дворников к лобовому стеклу.
Как ухаживать за стеклом с обогревом
Мы разобрались, как устроен обогрев лобового стекла. Но чтобы он работал эффективно, следует соблюдать несколько правил ухода:
-
Регулярно проверяйте контакты и проводку. Контакты обогрева могут окисляться из-за влаги и перепадов температур. Перед зимой рекомендуется проверять их состояние.
-
Делайте диагностику повреждений. Сколы и трещины на обогреваемом стекле нарушают его работу и вызывают локальный перегрев. При их появлении поврежденные участки следует своевременно устранять, а при серьезных повреждениях — менять стекло.
-
Контролируйте системы автоматического управления. Если обогрев оборудован таймером или регулировкой температуры, важно проверять корректность их работы. Сбои могут вызвать перегрузку аккумулятора, поэтому при неполадках лучше обратиться к специалистам.
Обращайтесь к специалистам для проверки автомобильных стекол хотя бы раз в год, чтобы поддерживать работоспособность всех систем.
АО «Борский стекольный завод» производит лобовые автостекла, которые оборудованы электрообогревом с помощью нитей, как по всей поверхности стекла, так и в зоне стеклоочистителей, а также стекла с уникальной для России технологией Heating Coating, где полный нитевой электрообогрев совмещен с инновационным серебряным покрытием. Наши стёкла помогут эффективно бороться с обледенением и сделают зимние поездки удобными и безопасными.