Какой штраф за езду с треснутым или разбитым лобовым стеклом

Какой штраф за езду с треснутым или разбитым лобовым стеклом

Инспекторы ГИБДД не обращают внимания на небольшие сколы и микроцарапины на лобовом стекле, оставшиеся от старых «дворников», камней и щебенки, которые вылетают из-под колес мимо проезжающих машин. Но если речь идет о заметной, внушительной по размерам трещине на лобовом стекле, то у водителя могут возникнуть проблемы, причем еще на этапе прохождения техосмотра. Но исправлять повреждения стекла нужно не только из-за грозящих штрафов. Безопасность — первоочередная причина замены или ремонта автомобильных стекол. Вот основные причины, почему небезопасно ездить с разбитым лобовым стеклом: 

  • «паутина» из царапин и трещин мешает обзору — за ней попросту не будет видно дороги;

  • на поврежденном стекле видно больше бликов от света фар встречного потока;

  • разбитое лобовое стекло рассредотачивает внимание водителя;

  • в случае ДТП стекло с трещиной не такое прочное, как обычное, в месте повреждения пленка может разорваться, и если удар будет достаточно сильным, то водитель или пассажир могут даже вылететь через стекло.

Разбираемся, грозит ли водителю штраф за разбитое лобовое, можно ли  избежать наказания, разрешается ли ездить с восстановленными стеклами и как обжаловать штрафы. А также в конце даем ценные советы наших экспертов о том, как обходиться с повреждениями.

В каких случаях штрафуют за разбитое лобовое стекло

На возможность получения штрафа напрямую влияет степень повреждения стекла и расположение трещин. В зоне риска те автомобили, в которых стекло повреждено с водительской стороны. Небольшая царапина со стороны пассажирского кресла вряд ли станет причиной штрафа. А вот разбитое стекло со стороны водителя — повод для наказания.

О поврежденных стеклах в правилах дорожного движения напрямую ничего не сказано. Однако согласно ПДД, запрещено передвигаться на автомобилях с неисправностями, которые указаны в Перечне приложения к документу. В этом перечне нет пункта про разбитые стекла, однако они вскользь упоминаются в разных разделах документа:

  • нельзя управлять автомобилем, если у него отсутствуют одно или несколько стекол;

  • в одном из пунктов Перечня есть требование к обеспечению обзорности — ничего не должно мешать водителю, должны отсутствовать «непросматриваемые зоны»;

  • обогрев и обдув стекла обязательно должны быть исправны.

Напрямую редко выписывают штраф за езду на машине с поврежденными стеклами, потому что в таблице дорожных штрафов нет пункта о трещинах на лобовом. Но водителя можно наказать за использование неисправного автомобиля, который может стать причиной ДТП. Поэтому сотрудники ГИБДД имеют право тормозить транспортные средства с разбитыми стеклами и штрафовать водителей. Для наказания нет разницы — полностью разбитое стекло или несколько трещин, наказание будет одинаковым — штраф в размере 500 рублей, это прописано в Кодексе об административных правонарушениях. 

В каких случаях штрафуют за трещину на лобовом стекле

За небольшие повреждения оштрафовать имеют право, но обычно сотрудники ГИБДД не обращают на это внимания. Но тем не менее согласно ГОСТу с требованиями к безопасности автомобилей, наличие любых трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей не допускается. И речь идет о любых повреждениях — маленьких, больших, коротких, длинных, широких и узких. В том же документе отмечено, что обзорность можно проверять визуально. Это означает, что если трещину на стекле видно невооруженным глазом, значит, за нее можно выписать штраф. Но если водитель может предоставить доказательства о недавнем участии в ДТП, в котором было повреждено лобовое стекло, то сотрудник ГИБДД ограничится устным предупреждением.

В начале марта 2022 года в автомобильных СМИ появилась информация о том, что согласно новой инициативе, Госавтоинспекцию наделят полномочиями запрещать эксплуатацию неисправных транспортных средств. Согласно этой идее, водитель, к транспортному средству которого возникли претензии, должен будет в течение недели устранить неисправность, пройти обязательный техосмотр и только после этого сможет продолжать легально ездить по российским дорогам. Полный список неисправностей пока не назван, но в него может войти езда с повреждениями лобового стекла.

А также проблемы у водителя с транспортным средством с поврежденным стеклом могут возникнуть в случае прохождении государственного технического осмотра. В Техрегламенте таможенного союза указано, что трещины на лобовом стекле запрещены. Со стороны водителя в зоне работы «дворников» повреждений вообще не должно быть. Автопортал Autonews в материале про новые правила техосмотра приводит цитату специалиста станции государственного технического осмотра: «Есть трещина, ставите на нее палец, если водительский дворник по пальцу попадает, то это нарушение. А вот с пассажирской стороны может быть что угодно». В том же материале сказано, что сотрудники некоторых пунктов осмотра трещинами считают повреждения длиннее 10 см. Наши эксперты советуют в любом случае устранить проблему перед визитом на ТО. Если осмотр не будет пройден, то придется сначала заменить стекло, а потом еще раз ехать на техосмотр, заново оплачивая пошлину и ожидая очереди. За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф в размере 2 тыс. рублей. Однако с 1 марта 2022 года наличие техосмотра для рядовых водителей сделали необязательным. Процедуру должны проходить водители коммерческого и общественного транспорта, таксисты, а также техосмотр остался обязательным при перерегистрации автомобиля на другого владельца или внесении изменений в конструкцию транспортного средства.

Как избежать штрафных санкций за поврежденное лобовое стекло

Лучший способ не нарваться на штраф — вовремя исправлять повреждения и не ездить с разбитым стеклом. Если инспектор дорожно-постовой службы остановит водителя на автомобиле с треснувшим ветровым стеклом, то можно попытаться объяснить представителю власти, что водитель направляется в ближайшую ремонтную мастерскую. Но для этого придется предъявить доказательство недавнего ДТП или диагностики страховой. Если никаких подтверждений на руках у водителя нет, то инспектор ГИБДД имеет право оштрафовать автомобилиста. 

Инспектора нужно деликатно убедить, что скол или трещина не мешает обзору. Если же он непреклонен, то бесполезно спорить и упираться. Конфликт с инспектором не приведет к положительному результату, к наказанию за разбитое стекло приложится еще и штраф за неподчинение должностному лицу, который составляет от 800 до 1 000 рублей или даже арест на 15 суток. 

Вежливо объясняться можно бесконечное количество раз. Но наши эксперты советуют все же не затягивать с ремонтом или заменой стекла ради собственной безопасности и комфорта.

Штрафуют ли за восстановленные стекла

Сколы и трещины могут расползтись в «паутину». Чтобы этого не допустить, владельцы автомобилей стараются вовремя ремонтировать дефекты. Целостность стекол восстанавливают прозрачными полимерами. Современные материалы позволяют сделать царапины и сколы почти незаметными, стекло не бликует и не отсвечивает. Если восстановленное стекло не ухудшает видимость, то штраф за него сотрудники ГИБДД не выпишут. 

Если полимер застынет пузырями, то у представителей дорожной инспекции возникнут вопросы к водителю. Если же не провести своевременный ремонт, то через какое-то время стекло придется заменить, потому что мелкие трещины при езде могут превратиться в большие, а затем могут «разойтись» по всей поверхности стекла. 

Обжалование штрафа за поврежденное лобовое стекло

Дефекты могут появиться от камней или шипов, вылетающих из-под колес других автомобилей. Если водитель не отремонтировал или не заменил поврежденное стекло, то инспектор ГИБДД может выписать штраф. Если наказание кажется неоправданным, то водитель может его оспорить. Для этого придется доказать, что повреждения стекла не мешают обзору и не создают никаких помех для водителя, то есть находятся вне зоны работы «дворников» и не с водительской стороны. В остальных случаях штраф оправдан.

Согласно Техническому регламенту о безопасности транспортных средств, стекла относятся к компонентам автомобилей, за состоянием которых обязательно нужно следить, так как они в том числе отвечают за безопасность. Контроль за техническим состоянием автомобиля лежит на владельце транспортного средства, это указано в Законе о безопасности дорожного движения. Среди неисправностей автомобиля, с которыми запрещена эксплуатация, числится неисправное состояние или отсутствие стекол. Это довольно расплывчатая формулировка, но если разбираться подробно, то вряд ли разбитое стекло было предусмотрено конструкцией автомобиля. Поэтому штраф за повреждения можно считать легитимным.

Что советуют специалисты

Ездить с трещинами опасно не только из-за угрозы получить штраф, повреждения на стекле могут увеличиться. Стекло в трещинах и осколках чревато как минимум плохой видимостью. А как максимум в случае сильного ДТП, пассажир или водитель рискуют вылететь через поврежденное стекло наружу. 

Эксперты не советуют полировать повреждения, потому что от этого возникает линзовость. Но лобовое стекло можно отремонтировать, хотя это и не гарантирует, что в дальнейшем трещины не будут разрастаться, потому что ремонт — это лишь временная мера. Но своевременный ремонт позволит отсрочить полноценную замену стекла. 

На старых автомобилях стекла не вклеивали в раму, как сейчас, в вставляли в резиновые уплотнители. Такие крепления становятся опасными, если трещины доходят до краев стекла. Острые края разрезают резиновый уплотнитель, который удерживает стекло на своем месте. Из-за этого уплотнитель выскакивает, а стекло начнет неконтролируемо двигаться вместо того, чтобы намертво «сидеть» в раме. Из-за этого оно может выпасть. На автомобилях, в которых стекла установлены современным способом, эта опасность маловероятна. 

Если больших трещин насчитывается сразу несколько, то стекло теряет способность противостоять встречному ветру при высокой скорости движения автомобиля. Треснувшее стекло ослабевает, и сильный порыв ветра или попадание увесистого камня заставят его провиснуть на пленке.

Сколы могут разрастись в трещину, если заставить стекло испытывать резкие перепады температуры. Поэтому эксперты советуют как можно скорее ремонтировать повреждения. А также не направлять горячий воздух на стекло в холодное время года. Сколы превратятся в трещину, если автомобиль часто ездит по плохим дорогам с колдобинами — тряска и вибрация лишь усиливают воздействие на стекло. 

Эксперты рекомендуют заклеить скол с двух сторон скотчем, изолентой или пластырем. Это не спасет стекло чудесным образом, но в течение нескольких дней сохранит скол без грязи и пыли, пока водитель не доберется до специализированного сервиса.