Виды закалки стекла для автомобиля

Виды закалки стекла для автомобиля

Боковые и задние автомобильные стекла чаще всего производят из закаленного стекла. В статье разберемся, какие виды закаленного стекла существуют, в чем их особенности, и как происходит закалка автостекол.

Что такое закалка стекла

Закалка — это термическая или химическая обработка, которая улучшает свойства стекла и меняет его характеристики. Закаленное стекло применяют в автомобильной промышленности и строительстве, при производстве предметов быта. 

Автостекло закаляют, чтобы:

  • Увеличить прочность. Закаленное стекло в 5-6 раз прочнее обычного. Оно выдерживает удары камней или других предметов на дороге.

  • Повысить безопасность. При аварии оно распадается на мелкие осколки. Это снижает риск того, что водитель и пассажир получат травмы.

Обычно для боковых и задних окон в автомобилях используют закаленные стекла. Ламинированное стекло в качестве боковых и задних можно встретить у премиальных моделей и в бронированных автомобилях.


Основные виды закалки стекла

Есть два вида закалки стекол — термический и химический. Их объединяет общее определение «закаленные» и то, что они обладают повышенной прочностью. Но технологии производства этих стекол различаются и назначение у них разное.

Термическая закалка

Термическая закалка — это метод, который обычно используют в автомобильной промышленности. 99% боковых и задних автостекол закалены именно термическим методом. Стекло в процессе термической закалки проходит несколько этапов:

  1. Нагрев. Стеклянную заготовку помещают в печь, где температура постепенно повышается от 450°C до 650°C. Нагрев делают равномерным, чтобы избежать внутренних дефектов. При этом температуру нагрева стекла подбирают с учетом толщины заготовки. Стандартная толщина закаленных автомобильных стекол находится в диапазоне от 3 до 6 мм.

  2. Придание формы. Нагретая до пластичного состояния заготовка попадает на участок прессования, где при помощи специальной оснастки ей придают нужную форму.

  3. Закалка. Нагретое стекло снизу и сверху обдувают мощным потоком воздуха. После закалки изделие поступает в зону охлаждения, где его температура снижается в среднем до 40-45 градусов. Затем стекло проходит участок контроля и укладывается в тару.

Каждое закаленное стекло проходит ряд испытаний в соответствии со стандартами:

  • ГОСТ 32565-2013 регламентирует требования к безопасности и прочности автомобильного стекла. На стекло с высоты двух метров сбрасывают стальной шар массой 227 грамм. Без разрушений должны остаться пять из шести изделий.

  • Правила ЕЭК ООН № 43 — описывают требования к характеру разрушения и фрагментации. Стекло ломают специальным керном. Керн — это металлический стержень массой 75 г, один конец которого — конус с вершиной радиусом 0,2 мм. Когда стекло разрушают, его осколки не должны быть площадью более 3 см² и длиной более 100 мм.

Особенности термически закаленного стекла:

  • Такое стекло в 5 раз прочнее обычного такой же толщины.

  • Разрушается на мелкие осколки без острых граней.

  • Может выдерживать температуру до 287.78 ℃.

  • Его нельзя резать и полировать после закалки.

Химическая закалка

Стекла, закаленные химическим способом, не получили столь широкого применения в автомобильной промышленности, как термически закаленные стекла. Химическая закалка используется для производства бронированных стекол, и это, как правило, индивидуальные заказы.

Химически закаленные стекла можно назвать гибкими. Когда в них попадает камень, они не ломаются, а деформируются, сохраняя целостность.

Такая закалка тоже проходит в несколько этапов:

  1. Стекло погружают в раствор — в ванну с расплавленной щелочной солью при температуре от 300 до 450°C.

  2. Происходит ионный обмен. Ионы натрия на поверхности стекла заменяют более крупные ионы калия из раствора. Это создает поверхностное сжатие, которое повышает прочность стекла.

Процесс идет от нескольких часов до нескольких дней. Длительность зависит от того, какая глубина закалки необходима.

Особенности химически закаленного стекла:

  • Такое стекло в 6–8 раз прочнее обычного стекла.

  • Обладает повышенной термостойкостью.

  • Можно закалять тонкое и сложное по форме стекло.

  • После закалки стекло можно обрабатывать — резать и гнуть.

  • Стоит дороже, чем термически закаленное стекло.

  • При разрушении рассыпается на крупные осколки с острыми режущими гранями. Поэтому химически закаленное стекло используется в составе ламинированного стекла — это обеспечивает безопасность в случае, если стекло все-таки разбилось.

  • Процесс закалки очень долгий.

Что в итоге

Есть два метода закалки: термический и химический. Они применяются для разного вида стекол, и каждый выполняет свою задачу.

При необходимости замены стекла в автомобиле, автовладельцы меняют стекло на аналогичное тому, которое изначально было предусмотрено в автомобиле. В большинстве случаев это термически закаленное стекло, которое считается безопасным и надежным.

Более 90 лет АО «Борский стекольный завод» является лидером российской стекольной индустрии. В нашем каталоге представлен широкий выбор лобовых, боковых и задних автомобильных стекол. Мы производим термически закаленное стекло по международным стандартам и ГОСТам, что позволяет нам быть уверенным в качестве и безопасности выпускаемой продукции. За выбором качественных автостекол обращайтесь к каталогу АО «Борский стекольный завод».